Современная библиотека – пространство для формирования и развития компетенций XXI века

Мир меняется, меняется человек, меняются задачи образования. Современный человек должен обладать такими навыками, которые помогают ему организовывать собственную жизнь, делать её эффективной, интересной, комфортной. То есть обладать навыками XXI века. Этот термин «навыки и компетенции 21 века» появился несколько лет назад.

Это личностные качества человека: его духовно-нравственный мир, его такие качества как лидерство, умение работать на результат, умение работать в команде, умение добиваться успеха. Это компетенции, такие как критическое мышление, творчество. И третья составляющая — это базовые знания, умения и навыки, потому что формирование компетенций и личностных качеств невозможно без серьезной базы.

Навыки 21 века закладываются в детстве. Поколение Z, родившиеся после 1995 года,  интересуется наукой и технологиями.Например, предполагается, что многие представители поколения будут заниматься инженерно-техническими вопросами, биомедициной, робототехникой, а также искусством.

Новое поколение нуждается в новом наборе компетенций. Основная часть «навыков 21 века» формируется на уровне первых лет жизни, от детского сада до средней школы. Для подготовки поколения, способного создавать новую экономику и работать в ней, нужно начинать со стратегии детства.

Какие они — навыки XXI века?

Сегодня выделяют несколько моделей компетенций 21 века, их разрабатывают ведущие университеты и организации стран мира.  Одна из наиболее масштабных, применяемых сейчас моделей в России разработана Национальным исследовательским университетом«Высшая школа экономики».  Она говорит о трех типах компетенций, которыми должны владеть современные ученики на выходе из школы.

  • Первый тип — мыслительные: включает в себя сформированное критическое и креативное мышление, продуктивное действие в новых ситуациях и в ситуациях неопределенности, создание собственного оригинального продукта и т.д.
  • Второй тип — коммуникативные: умение сотрудничать с другими, ведение диалога, умение управлять конфликтами и решать их, умение убеждать или принимать чужую позицию.
  • Третий тип — рефлексивные: Человек должен понимать, как выглядит мир, в котором он действует, осознавать свои интересы, понимать свои потребности, распознавать и управлять своими эмоциями, проявлять настойчивость или гибкость, в зависимости от ситуации, а также умение учиться.

Чтобы овладеть ключевыми компетенциями человек должен обладать базовыми грамотностями, к которым относятся математическая, цифровая, информационная и читательская грамотности.

Конечно, всё начинается с основной грамотности – читательской.По результатам исследования российские школьники находятся на 2 уровне овладения грамотностью чтения.

Учащиеся могут найти информацию, сформированную в явном виде, могут сделать простой вывод на основе прочитанного, выявить смысл основных частей текста, высказывают свою точку зрения, обосновывают её фрагментами из текста. А должны стремиться к 5 уровню: это полное понимание текста.

На современном этапе наблюдается основная проблема-кризис детского чтения — слабо развитая читательская среда: ребенок растет в окружении не читающих взрослых и в отсутствии качественных фондов детской литературы домашних и школьных библиотек.

Основным документом, определяющим направления школьных библиотек, стала Концепция развития школьных информационно-библиотечных центров, которая была утверждена приказом Минобрнауки России от 15 июня 2016года №715.

Школьные библиотеки меняются и развиваются, трансформируются в информационно-библиотечные центры.

Еще год назад на заседании городского методического объединения,на основании данного документа педагоги-библиотекари провели мониторинг школьных библиотек и составили планы развития библиотеки, как информационно-библиотечного центра, определив развитие школьной библиотеки в трех направлениях:

– новая среда

– новый фонд

– новые формы работы

Но не всё зависит от педагогов-библиотекарей.  Хотелось бы, чтобы у нас в школах было так:

Общее библиотечное пространство: не библиотека в школе, а школа в библиотеке: это фойе, коридоры, рекреационные зоны, места для чтения и творчества, новый формат библиотек.

За последний год, изыскивая свои ресурсы, мы изменили пространство школьных библиотек от особого пространства внутри школы к размыванию границ между библиотекой и школой:

Среда не зажата в рамках школьных библиотек, в учебных кабинетах открыты электронные читальные залы, в рекреациях у многих школ организованы библиотеки открытого доступа, полки книгообмена или, как называют в Европе Z-библиотека.

Сегодняшнее  поколение живет в сети. И нам нужно обязательно быть с ними на одной волне, барьеры между физическим и виртуальным миром практически рухнули.   И поэтому учащиеся не видят границ между электронной книгой или печатной, между реальной библиотекой и цифровой.

Сегодня мы организуем открытое образовательное пространство, используя как цифровые возможности, так и дизайнерские, библиотечно-информационные технологии.

На слайде Вы можете видеть развитие цифровой среды школьных библиотек города Ялуторовска.

Удаленные читальные залы Национальной электронной библиотеки открыты во всех школах, зал Президентской библиотеки открыт во всех школах, кроме школы №3. В школе №3 функционирует одна точка доступа, также работа осуществлена с фондами необремененными авторским правом. Цифровая образовательная среда: это образовательные платформы, электронные библиотеки с фондами необремененными авторским правом (Национальная электронная библиотека, Национальная электронная детская библиотека, Электронная библиотека тюменского писателя, Электронная библиотека «Молодёжь России», Президентская библиотека), а также это фонды удаленных читальных залов электронных библиотек, библиотечные платформы.

Доступ к фондам Национальной электронной детской библиотеки открыт в школе №1 и №3, остальные школьные библиотеки на стадии подключения. При регистрации по электронной почте любой читатель может пользоваться всеми фондами даже дома. В школах проводится  работа по этому направлению. Учителя русского языка и литературы школы №3 активно пользуются электронной детской библиотекой в учебных кабинетах.

В Российской Федерации действует целый ряд поставщиков электронных носителей информации для образовательных организаций. Наиболее распространенными поставщиками электронных учебников, учебных пособий, художественной литературы являются портал ЛитРес «Школа», Lecta (корпорация «Российский учебник»), Учебник цифрового века (Издательство просвещение), школьный портал «Библиошкола».

22 региона России подключено к проекту «Литрес: школа». Все школьные библиотеки г. Ялуторовска на 1 ноября оформили заявки на апробацию в этом проекте. При апробации школе выдают всего пять выдач платных книг и неограниченное количество  выдач бесплатных книг. Подключиться к проекту «Литрес: школа» можно с минимальными вложениями. Оформить 100 платных книговыдач за 6000 рублей.

В школе №3 с августа 2018 года началась работа на библиотечной платформе «Литрес:школа». Учащиеся и педагоги имеют возможность пользоваться бесплатными книгами по школьной программе, книгами необремененными авторским правом. Идет работа по информированию учащихся, разъяснению условий и оформлению читательских билетов.  Планируем выдавать платные современные книги с 1 января.

Каждая библиотека имеет страничку на школьном сайте. В этом направлении нам предстоит поработать. Сделать странички яркими, интересными, информационными. Запланирован на заседании методического объединения практикум по созданию сайта, и к апрелю 2019 года открытие личных сайтов библиотекарей или персональных сайтов школьных библиотек.

В каждой школьной библиотеке ведётся электронный каталог: Департаментом образования рекомендована локальная программа МАРК SQL«Школьная библиотека» и сервис на портале «Электронная школа» раздел «Библиотека».

Электронный каталог МАРК-SQL ведется в школе№1 и школе №4 — зарегистрирован дополнительный фонд, в школе №3 электронный учебный и дополнительный фонд.

Библиотечный реестр на портале «Электронная школа» сформирован у школы имени Декабристов – только учебный фонд, школа №6 – внесен учебный и дополнительный фонд. При полном занесении всего фонда школьной библиотеки в электронный каталог, открывается возможность вести электронную книговыдачу. С 2014 года в школе №3 заведены электронные формуляры и ведется электронная книговыдача.

В скором будущем библиотеки станут цифротеками. Глаза людей привыкнут к цифровому формату, пальцы к клавиатуре. Бумажные учебники перестанут являться главным источником знаний. Знания человечества увеличиваются. То,что раньше создавалось веками, сегодня — за считанные часы. В настоящее время большая часть образовательного контента отстает от создаваемых и используемых технологий на 2-3 поколения. Важно, что знания, которые формируются  сейчас, с помощью современных технологий, почти не издаются в виде книг.

Вместе с тем для развития читательской грамотности очень важно иметь печатную книгу.

Сегодня хорошо происходит обновление фондов учебной литературы, но вот фонды дополнительной литературы оскуднели.

Для комплексной поддержки образовательной деятельности по ФГОС закреплены требования не только к учебникам, но и к фондам дополнительной литературы.

Фонд дополнительной литературы должен включать:

  • отечественную и зарубежную, классическую и современную художественную литературу;
  • научно-популярную литературу;
  • издания по изобразительному искусству, музыке, физической культуре и спорту, экологии, издания по правилам безопасного поведения на дорогах;
  • справочно-библиографические и периодические издания;
  • собрание словарей;
  • литература по социальному и профессиональному самоопределению обучающихся.

Мы открываем залы электронных библиотек, пользуемся библиотечными платформами, но этого мало, нужна систематическая работа по обновлению фондов печатных изданий. По данному направлению каждая школа принимает свои решения.

 

В школах города проходят Дни дарителя, Акции «Подари книгу библиотеке», «Книги с любовью», чаще это книги старые, не новые. Редко, когда фонды пополняются с помощью акций современными книгами. Обновляются и домашние библиотеки с помощью школьного и классного книгообмена.

Более трех лет школа №3 выписывает современные детские и подростковые книги по подписке. Но это совсем незначительное количество новых современных книг. Примерно 30-40 книг в год. По этому же принципу пополняют фонды и школы №4,6. В школе №1 и №3 последняя закупка книг прошла в 2016 году. Были закуплены произведения школьной программы, детская литература.

Школьные библиотеки города Ялуторовска участвует во Всероссийском проекте «БиблиоРодина». В рамках проекта редакции журналов и газет могут направлять годовые подписки в зарегистрированные библиотеки. Нам повезло, в 2017 году нашим меценатом стала редакция журнала «Юный техник».  И мы получили годовую подписку на этот журнал.

Учащиеся школ города (школа №1,2,3,4) имеют возможность брать книги городской библиотеки, прямо у себя в школе. Например, в школе №3 каждый вторник на базе школьной библиотеки организован Межбиблиотечный детский абонемент.

В школе №1 и школе имени Декабристов  организован Межбиблиотечный абонемент один раз в четверть. Библиотекари городской библиотеки приносят современные детские и подростковые книги и научно-популярную литературу.

Всё это незначительная часть, которая может улучшать фонды дополнительной литературы. Хотелось бы, чтобы школьные библиотеки имели возможность систематически обновлять фонд дополнительной литературы новыми книгами.

Современные формы продвижения чтения, также влияют на развитие компетенций 21 века.

Развивая традиционные формы массовой работы (книжные выставки, библиотечные уроки, литературные встречи, конкурсы чтецов) в школьных библиотеках появились новые формы работы для развития читательской компетенции:

  • виртуальные экскурсии по библиотекам области, России и мира, (школа №1, №4)
  • посещение виртуальных музеев мира (школа №3);
  • выставки-викторины, электронные книжные выставки (школа №3, школа №4), выставки с элементами художественно-прикладного творчества (школа №6), выставки с музейными экспонатами (школа №3).
  • онлайн-викторины (школа №3),
  • квесты (школа №3, 6), краеведческие онлайн-квесты (школа №1)
  • событийные фестивали, тематические пятницы (школа №1,2,3,4,6)
  • познавательные перемены (школа №3)
  • вебсёрфинг «С Интернетом зна.com», (обзор сайтов, которые знакомят читателей с лучшими ресурсами Интернета по различным темам (школа №3).
  • создание книг и публикация их на Литрес: самиздат, написание фанфиков(школа №1, №3),
  • создание дайджестов, буклетов с рекомендациями по чтению, создание закладок (школа №1, 2, 3, 4, 6),
  • создание буктрейлеров, мультфильмов, запись аудиокниг и радиопередач, (школа №1, №3, №4, 6).
  • Проектная деятельность (школа №1, 3, 4).

 

Для развития компетенций 21 века отлично подходит метод проектной деятельности, который можно развивать в любых направлениях.

Так в школе №4 четыре года существует театральная студия «Перевоплощение», в которой развивается навык творческого чтения, дети учатся работать в группах, совершенствуют свои возможности, осознают свои интересы и развивают их. Театральный коллектив не только демонстрирует спектакли, но и участвует в конкурсах. Театральный коллектив под руководством Любови Ивановны в 2016 году стал победителем в городском конкурсе-смотре школьных театров.

Также был реализован проект «Хочу всё знать», в котором были задействованы первоклассники. Каждую неделю на протяжении года первоклассники посещали библиотеку, в ходе уроков ребята развивались, общались и становились более любознательными.

В школе №3 были реализованы годовые проекты «Я люблю читать», «Человек-легенда», «Герои земли тюменской». В ходе проектов были проведены интегрированные библиотечные уроки, онлайн-викторины, креативные книжные выставки, познавательные перемены и тематические пятницы – «Книжная пятница», «Литературная пятница», «Поэтическая пятница». Каждый участник проекта создал собственный оригинальный продукт: инфографику, закладку, аудиокнигу, книжную выставку, квест. Проекты «Человек-легенда» и «Герои земли тюменской» стали победителями областных конкурсов.

Сейчас реализуется проект «Связующая нить», поиск информации о родственниках, героях Великой Отечественной войны, обучение именному поиску, оформление поисковой карты.

В рамках всех проектов учащиеся не только развивают читательскую компетенцию, но и совершенствуют информационную и цифровую грамотность, развивают мыслительные компетенции.

Участие в конкурсах развивает все типы компетенции 21 века. Поэтому в работе школьной библиотеки всегда присутствует такая форма, как участие в конкурсах различного уровня. Так в  школе №1 в рамках Всероссийской акции «Читай, страна!»- учащаяся под руководством Жанны Альбертовны создали фанфик.  Попробовали  посмотреть по-новому на известное произведения Александра Пушкина, предложили своё видение продолжения произведения  и предоставили на конкурс короткометражный мультфильм. И стали победителями Всероссийского конкурса.

Также педагоги — библиотекари школы №1 реализуют проект «Час громкого чтения». Развивают читательскую культуру и читательскую среду, прививают любовь к чтению. Проект реализуется в начальной школе и в параллели 7 классов.

Педагоги-библиотекари стараются через искусство развить в ученике читательскую компетенцию.  Так в библиотеке школы №6 функционирует лаборатория творчества.  Анастасия Павловна совместно с педагогами школы создает необычные книжные выставки. В оформлении используют самодельные куклы — герои книг.

Также учащиеся школ города участвуют в интернет-проекте про чтение художественной литературы, изучаемой в школе «Страна читающая». Учащиеся школы №6 и №3 записывали видео на Всероссийские конкурсы «Читаем Крылова», «Читаем Брюсова», «Читаем Лермонтова».

СЛ.  Под руководством Анастасии Павловны учащиеся школы №6  делали селфи в библиотеке. И стали победителями городского конкурса » Библиотека в стиле селфи».

СЛ. Новая форма конкурса – Чемпионат по чтению «Страница,19». В эту субботу наш город на региональном этапе  будут представлять учащиеся школы №3,4.

В школе имени Декабристов уже второй год создан при библиотеке интеллектуальный клуб. Учащиеся активно начинают развивать свои интеллектуальные способности, лучшие ребята входят в школьную команду «Что? Где? Когда?».

Екатерина Михайловна, педагог-библиотекарь школы им. Декабристов  применяет дайджесты в библиотечной работе.  Делает обзор интересных событий в мире, рассказывает о книжных новинках. А также проводит уроки по информационной грамотности учащихся. Часть уроков составлено с помощью программы «Основы информационной культуры школьника» Гендиной Натальи Ивановны, профессора, доктора педагогических наук, рекомендованной Ассоциацией школьных библиотекарей русского мира.

И это малая часть форм по продвижению чтения применяемых в школьных библиотеках. Ежеквартально на методических заседаниях мы делимся лучшими формами, учимся друг у друга. Мы используем в оформлении образовательной среды инфографику, облако слов, хэштеги, куаризируем библиотеки и школьное пространство, активно используем гуглформы в библиотечной работе. Делимся своими разработками с помощью облачных технологий. Постоянно учимся у российских и зарубежных коллег, через портал Федерального информационно-методического центра.  Уже в этом учебном году педагоги-библиотекари посетили 3 больших тематических семинара связанных с деятельностью школьных библиотек.  Три школы (школа №3,4 им.Декабристов) приняли участие в областном конкурсе «Лучшая школьная библиотека», организованном ТОГИРРО.

В октябре этого года в Международный месячник школьных библиотек Ассоциация школьных библиотекарей русского мира предложила  тему: «Мы – за читающую Россию!», где дан старт новому проекту«Пять шагов к Читающей школе: стратегия роста».

1 шаг. Уроки («Чтение через все предметы»)

2 шаг. Внеурочная деятельность («Чтение как способ самореализации»)

3 шаг. Разноуровневая образовательная среда («Пространство свободного чтения»)

4 шаг. Родители (Возрождение традиций семейного чтения)

5 шаг. Подготовка школьных команд (Читательская компетентность как показатель профессионализма учителя)

И в этом проекте педагоги-библиотекари готовы стать и генераторами идей, и тьюторами, и реализаторами.

И вместо заключения, я хочу продемонстрировать фотоприложения к событиям и мероприятиям, которые  были организованы и проведены мной в библиотеке – как информационно-библиотечном центре школы для развития читательской компетенции школьников.

Автор записи: Olga

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *