Школьный музей как средство реализации требований ФГОС

В начале ХХI века в школе №3 началась работа по созданию школьного исторического музея. Не было в школе человека, который не внес бы посильный вклад в создание и развитие музея. Инициатором создания была директор школы Петух Валентина Сергеевна. Валентина Сергеевна уже давно собирала фотографии и оформляла альбомы. Позже её поддержала и продолжила работу по созданию музея учитель иностранного языка Остякова Нина Ивановна.

В 2002г. –Петух В.С.,ОстяковаН.И.; в 2005г – Митяшина Н.Н.; в 2007 г.- Сафиева М.А.,Бардакова Т.М.; в 2011 г. –Татаринцева О.А.

Почему мне доверили создание школьного музея?

Я живу в Ялуторовске более 30 лет – много знаю о городе и его жителях; я выпускница школы №3 – знаю многих выпускников и педагогов, которые уже не работают; я сотрудник школы  и я имею доступ к школьному архиву, у меня есть полный доступ к разным электронным российским библиотекам и областным архивам, что очень выручает при курировании написания исследовательских работ, реализации разных проектов. Я — любитель коллекций и старины; я люблю создавать сайты и писать статьи и посты.   Думаю поэтому мне так нравиться создавать и привлекать посетителей в школьный музей.

 В настоящее время в фондах музея хранится около 1000 экспонатов, размещена постоянная экспозиция, создан Виртуальный музей.

80 % экспонатов — подлинники. Не использовать такой потенциал просто нельзя.

Считаю, что работа в библиотеке и музее почти идентичная:

  • Присвоение инвентарного номера экспонатам/книгам
  • Регистрация экспонатов/книг в инвентарной книге
  • Регистрация актов/товарных накладных в КСУ
  • Организация книжной/музейной выставки
  • Библиотечный/музейный урок
  • Деятельность на основании плана работы ИБЦ/музея
  • Реализация проектов
  • Привлечение волонтеров (сканирование документов/подклейка учебников, книг)
  • Организация летней социально-значимой деятельности («Книгочеи»/»Музееведы»)

Музей начал создаваться в 2000 годах, прошло более 20 лет, за это время изменилась социальная и информационная среда, стал доступен  Интернет, изменились  дети и их интересы, отношение к прошлому, к истории. А музей остался. Может ли он вписаться в педагогику ХХI века, найти свое место в период перехода наобновленные ФГОС?

Считаю, что если школьный музей функционирует в режиме творческого научно-исследовательского центра, в основе организации работы музея лежит технология личностно-развивающей деятельности, предметом исследования школьников являются объекты местного (исторического, литературного) значения, исследования учащихся интегрируются с программным материалом по истории, литературе и другим предметам, то музей является эффективным средством реализации требований ФГОС.

Уникальность школьного музея, заключается в том, что его создателями (учащиеся и педагоги) являются и его основными  «пользователями». Это отличает школьный музей от многих других музеев, которые создаются одной группой лиц (сотрудники музея) для другой (аудитория). Дети, принявшие участие в создании,  оформлении музея, музейной и поисковой работе, пополнении фондов музея, написании работ с использованием материалов музея, видят результаты своей деятельности в экспозиции, рассказывают другим о том, что они подарили в фонд музея, учатся приносить пользу другим людям и обществу.

В работе школьного музея можно проследить большое разнообразие форм и методов, обогащенных новыми подходами, подсказанными современностью. Одно из таких подходов —  деятельностный подход.

 Наиболее постоянной для музея формой научно-просветительской работы является музейная экскурсия. Традиционные экскурсии в значительной мере стали интерактивными. Дети — не просто посетители, они вовлекаются в соответствующий вид деятельности. Например, в нашем музее дети могут попробовать спрясть нить на веретене, перенести чугуны на ухватах, погладить белье рубелем, написать свои имена чернилами и перьевыми ручками, посчитать на счетах, полистать старые учебники и книги.

Как информационно-библиотечный центр связан с музейной работой?

В нашей школе нет отдельного кабинета для школьного музея, поэтому многие экспонаты размещены в библиотеке и в фондохранилище. В этом учебном году у нас появились стеклянные витрины, которые ежемесячно обновляются новыми экспозициями.

  • Экспозиция ко Дню Знаний и Дню учителя «Здравствуй, школа» рядом книжная выставка«Сказочные школы»и «Учитель на страницах книг»
  • Выставка «Елочные украшения и новогодние открытки» рядом книги для зимнего каникулярного чтения
  • В планах в январе 2023 года открыть экспозицию «Радость творчества» с поделками ученицы 4 класса и ее мамы, а рядом оформить книжную выставку «Страна рукоделия»

Экспонаты школьного музея почти всегда доступны, их можно потрогать, подержать в руках, детям и взрослым предоставлена возможность «погрузиться» в прошлое, в историю. Педагоги используют экспонаты на своих уроках, в записи сценок и мероприятиях.

Как и в деятельности школьной библиотеки в школьном музее особое внимание уделяется календарю юбилейных и памятных дат: Дни воинской славы России, государственные праздники, памятные и юбилейные даты. Эти мероприятия проводятся и в музее, и  школьной библиотеке. Всё взаимосвязано!

 Я давно уже заметила, что учащиеся очень любят выставки с предметами. Рассматривают сначала экспонаты, а потом переходят на книги. Вот какие выставки  с экспонатами были открыты в ИБЦ  за два года: это

  • выставка, посвященная Дню Неизвестного солдата, с экспонатами времен Великой Отечественной войны,
  • Выставка, посвященная Дню памяти воинов-интернационалистов с макетами оружия, портретом выпускника, фотографиями и личными документами воина
  • Выставка ко Днюснятия блокады Ленинграда с экспонатами той эпохи, и акварелью  «Ленинград в Блокаде», 
  • Выставка к Году культурного наследия с матрешками, пряничными досками, декоративными предметами, с тряпичными куклами.
  • Выставка к международному дню музыки «Расскажи о музыке мне книга» со старинными музыкальными инструментами, виниловыми пластинками.
  • Выставка «Эволюция  книги» с аудиокнигами на разных носителях,  читалками и проигрывателями.
  • Выставка «Крымская весна» с открыткамио Крыме и лагере « Артек».
  • Книжная выставка с иллюстрациями Валентина Серова к поэме Николая Некрасова  «Кому на Руси жить хорошо»
  • Большая книжная выставка к Международному женскому дню с советскими почтовыми открытками «По следам календаря»
  • Открытие книжной выставки, посвященной юбилею писателя Евгения Шварца «Сказка о потерянном времени» со старинными часами и коллекцией календарей  и проведение библиотечных урокову книжной полки
  • Открытие книжной выставки «Здравствуй, Дедушка Корней»  с разными предметами, которые стали символами произведений К.И.Чуковского»  — телефон, самовар, утюги, разная утварь и проведение библиотечных уроков у книжной полки.

Также часто использую несколько экспонатов в библиотечных уроках. Например, диаскоп и диафильмы. Рассказываю строение прибора и далее демонстрирую его работу, просматриваем диафильм и показываю учащимся, где можно посмотреть большое количество диафильмов на сайте Национальная электронной детской библиотеки . Так просмотрели  на уроках диафильмы по произведениям Джанни Родари , А.Блока, С.Маршака.

Идея создания музея в библиотеке, конечно же, не нова. Уже в конце XX столетия в библиотечных структурах начали создаваться музеи и музейные уголки, что привело к расширению сферы деятельности общественных библиотек, которые стали превращаться в культурные центры, выполняя наряду с традиционными библиотечными и музейными функциями.Возьмите даже нашу центральную библиотеку, у них тоже есть свои музейные уголки. Появились несколько лет назад  при обновлении музейного оборудования, старые витрины были переданы в библиотеку и теперь используются для демонстрации находок городских поисковиков, коллекций жителей города.

Школьная библиотека и школьный музей – два подразделения в общеобразовательном учреждении, которые напрямую связаны с процессом обучения, и являются помощниками в учебно – воспитательном процессе. Деятельность обоих подразделений направлена, прежде всего, на развитие и воспитание разносторонней личности. Многие школы России сейчас создают на базе школьных библиотек информационно-библиотечные центры, объединенные со школьными музеями.

Пример, некоторые школы Москвы, Мурманска, библиотеки Ростовской области. В этих городах реализуются проекты и программы, выделяются гранты на реализацию этих идеи.

Зачем библиотеке музей?

Причин может быть несколько. Во-первых, это активация краеведческой деятельности библиотеки. Изучая историю своего города, педагоги-библиотекари наряду с письменными документами начинают собирать вместе со школьниками, педагогами — читателями библиотеки предметы материальной культуры, дополняющие и иллюстрирующие документальные источники, например предметы быта прошлого века.

Во-вторых, многие школы, а соответственно, их библиотеки хотят иметь свое лицо, свою индивидуальность. Создание мини-музея помогает небольшой школьной библиотеке заявить о себе, создать положительный имидж, привлечь новых учащихся к поискам и чтению интересных книг и материалов.

Библиотеки и музеи выполняют общие социальные функции (мемориальные, коммуникационные, информационные) и задачи (сбор, обработка, изучение, хранение, демонстрация). Поэтому вполне закономерно соединение двух разных по содержанию фондов и организации деятельности учреждений в единую информационную структуру. 

Библиотека, используя в своей работе элементы музейной деятельности, трансформируется и формирует новый творческий стиль и библиотечный имидж, более привлекательный для пользователей. Цель трансформации – раскрытие информационного, научно-образовательного и культурного потенциала фондов библиотеки. С нею логически связана другая цель – привлечение внимания к многочисленным документам, которые могут быть в дальнейшем использованы в учебном процессе и исследовательской деятельности пользователей.

Автор записи: Olga

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *