Развитие школьных библиотек

В сентябре на базе ТОГИРРО прошел семинар «От школьной библиотеки к информационному центру». Семинар был посвящен обсуждению Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров (ИБЦ), поиску возможностей и перспектив развития современной школьной библиотеки в Тюменской области. Сегодня я хотела бы  остановится на определенных пунктах этой концепции.

15 июня 2016 г. вышел приказ Министерства образования и науки России  №715 Об утверждении Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров.Департаменту государственной политики было поручено разработать план мероприятий по реализации Концепции.  В сентябре 2016 года вступил в реализацию план мероприятий по развитию школьных ИБЦ.

Проанализировав концепцию и план мероприятий можно выделить  определенные блоки, в которых будут  происходить изменения.

  1. Система методического взаимодействия
  2. Нормативно-правовая база
  3. Кадровое обеспечение
  4. Общественное пространство
  5. Материально-техническое обеспечение
  6. Информационно-ресурсное обеспечение
  7. Программное обеспечение

В соответствии с Концепцией на федеральном уровне была определена организация, на которую были возложены функции федерального информационно-методического центра.Эти функции были возложены на Информационный центр Российской академии образования «Библиотека имени К.Д. Ушинского». Запишите их сайт www.fimc.gnpbu.ru. Что содержит сайт федерального ИМЦ?

Нормативно-правовая база частично разработана. С приказами и типовыми положениями можно ознакомиться на этом же сайте в разделе методические материалы:

  • рекомендациями по пополнению фондов школьной библиотеки и ИБЦ,
  • с проектом типового положения о школьном библиотечно — информационном центре
  • также с проектом методики каталогизации ресурсных фондов ШБ и ИБЦ

Все методические документы, приказы и положение новые. Разработаны в 2016 и 2017 годах.

С 2016 года уже созданы 793 ИБЦ и это только школьных. Также уже созданы региональные и муниципальные ИБЦ.

Сегодня я предлагаю обследовать свои школьные библиотеки и посмотреть, что нужно дополнить или изменить, чтобы в школе начал работать информационно-библиотечный центр.  («Мониторинг требований к ИБЦ» Ноябрь 2017 страница 1 и страница 2)

Обратите внимание на первый пункт требований к ИБЦ:

Наличие определенной документации.  На против каждого требования вы можете поставьте плюс или минус. (Оцените своих библиотеки)

В ИБЦ выделяют 6 зон:

  1. Зона абонентского обслуживания читателей (длительного абонемента)
  2. Зона абонента открытого доступа
  3. Зона коллективной работы
  4. Презентационная зона
  5. Рекреационная зона
  6. Зона хранения фондов

К каждой зоне выставляются определенные требования по оснащению мебелью, оборудованием,  требование к программному обеспечению и сетевым ресурсам.

В принципе всё понятно, обращу ваше внимание на два пункта. Возможность подключения собственных устройств учащихся к Интернету через бесплатную школьную сеть Wi-Fi (т.е. В ИБЦ должна быть создана бесплатная WiFi зона). А также Наличие розеток в местах работы пользователей для подзарядки их мобильных устройств. Например я не разрешаю ребятам  заряжать здесь свои различные гаджеты.

В зоне длительного обслуживания обязательно наличие автоматизированной библиотечной информационной системы (АБИС) и соответственно обязательно ведение в электронном виде комплектование библиотечного фонда.

Также к ИБЦ выставляются и другие требования, в частности к показателям качества предоставляемых услуг. Их можно подразделить на 5 блоков.

  1. Развитие библиотечного, библиографического и информационного обслуживания пользователей Центра
  2. Повышение эффективности предоставления библиотечных электронных ресурсов
  3. Повышение эффективности формирования и учета фондов Центра
  4. Развитие культурно- просветительской деятельности
  5. Развитие инфраструктуры чтения

В принципе проанализировав эти показатели, больше половины показателей мы отслеживаем. Конечно, большое внимание уделяется в этих показателях информационно-ресурсному обеспечению и предоставлению электронных ресурсов.

На основании Концепции планируется централизованное обновление фондов разноформатными изданиями(печатные, мультимедийные, цифровые). В Концепции прописано «ежегодное обновление фондов классической литературы, произведений современных авторов, детской литературы, а также  произведений гражданско-патриотической направленности используемые при освоении основных общеобразовательных программ.»

В принципе с подключением библиотек к сети интернет произошло расширение информационного пространства. Для нас стало возможным использование электронных библиотек с фондами не обремененными авторским правом.  (НЭБ, Викитека, elibrary.ru Молодёжь России, Президентская библиотека)

В РФ действует целый ряд поставщиков электронных носителей информации для образовательных организаций. Наиболее распространенными поставщиками электронных учебников, учебных пособий, художественной литературы являются ЛитРес «Школа», ООО «Дрофа- новая школа» — Lecta. На семинаре нам рассказали об автоматизированной системе доступа к электронным изданиям —  электронной библиотекой «Ростелеком», которая специально разработана для школьных библиотек.  Конечно, эти все платформы не дешевые.  За каждую выдачу в конце месяца придется производить оплату.

В нашей школе в 2016-2017 учебном году шла апробация электронных  учебников издательства «Академкнига»  в 4 классах. Все ребята установили приложение на планшеты и телефоны и активно им пользовались, как на уроке, так и дома. В этом году учащиеся 10-11 классов используют электронный учебник Астрономии на платформе Lecta. Это бесплатный учебник, оформленный на 1 месяц.  В этих случаях не учитывается книговыдача электронных ресурсов, так как учебники по бесплатной акции и книговыдача не производилась. Моя задача была лишь рассказать об этой возможности и помочь ребятам установит приложение Лекта и Академкнига и зарегистрироваться на сайте.

Доступ обучающимся к электронному контенту сегодня предоставлен в 2 846 образовательных организациям России.

Хочу обратить внимание на то, что ИБЦ — это не только площади, мебель и оборудование. ИБЦ — это новое общественное пространство. ИБЦ должен стать местом обмена актуальными педагогическими методиками, должна быть создана инфраструктура для электронного обучения , дистанционных образовательных технологии.

На базе ИБЦ должно быть организовано сообщество педагогических работников создающие авторский информационо-образовательный контент различных типов:  Электронные информационные и образовательные ресурсы, дистанционные открытые курсы,  интерактивные образовательные модули и другие ресурсы. ИБЦ должен стать местом встреч с интересными людьми, профессионалами.

Можно сказать ИБЦ в трех фразах:

ИБЦ – новая среда

ИБЦ – новые формы работы

ИБЦ – новый фонд.

Автор записи: Olga

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *