В сентябре на базе ТОГИРРО прошел семинар «От школьной библиотеки к информационному центру». Семинар был посвящен обсуждению Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров (ИБЦ), поиску возможностей и перспектив развития современной школьной библиотеки в Тюменской области. Сегодня я хотела бы остановится на определенных пунктах этой концепции.
15 июня 2016 г. вышел приказ Министерства образования и науки России №715 Об утверждении Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров.Департаменту государственной политики было поручено разработать план мероприятий по реализации Концепции. В сентябре 2016 года вступил в реализацию план мероприятий по развитию школьных ИБЦ.
Проанализировав концепцию и план мероприятий можно выделить определенные блоки, в которых будут происходить изменения.
- Система методического взаимодействия
- Нормативно-правовая база
- Кадровое обеспечение
- Общественное пространство
- Материально-техническое обеспечение
- Информационно-ресурсное обеспечение
- Программное обеспечение
В соответствии с Концепцией на федеральном уровне была определена организация, на которую были возложены функции федерального информационно-методического центра.Эти функции были возложены на Информационный центр Российской академии образования «Библиотека имени К.Д. Ушинского». Запишите их сайт www.fimc.gnpbu.ru. Что содержит сайт федерального ИМЦ?
Нормативно-правовая база частично разработана. С приказами и типовыми положениями можно ознакомиться на этом же сайте в разделе методические материалы:
- рекомендациями по пополнению фондов школьной библиотеки и ИБЦ,
- с проектом типового положения о школьном библиотечно — информационном центре
- также с проектом методики каталогизации ресурсных фондов ШБ и ИБЦ
Все методические документы, приказы и положение новые. Разработаны в 2016 и 2017 годах.
С 2016 года уже созданы 793 ИБЦ и это только школьных. Также уже созданы региональные и муниципальные ИБЦ.
Сегодня я предлагаю обследовать свои школьные библиотеки и посмотреть, что нужно дополнить или изменить, чтобы в школе начал работать информационно-библиотечный центр. («Мониторинг требований к ИБЦ» Ноябрь 2017 страница 1 и страница 2)
Обратите внимание на первый пункт требований к ИБЦ:
Наличие определенной документации. На против каждого требования вы можете поставьте плюс или минус. (Оцените своих библиотеки)
В ИБЦ выделяют 6 зон:
- Зона абонентского обслуживания читателей (длительного абонемента)
- Зона абонента открытого доступа
- Зона коллективной работы
- Презентационная зона
- Рекреационная зона
- Зона хранения фондов
К каждой зоне выставляются определенные требования по оснащению мебелью, оборудованием, требование к программному обеспечению и сетевым ресурсам.
В принципе всё понятно, обращу ваше внимание на два пункта. Возможность подключения собственных устройств учащихся к Интернету через бесплатную школьную сеть Wi-Fi (т.е. В ИБЦ должна быть создана бесплатная Wi—Fi зона). А также Наличие розеток в местах работы пользователей для подзарядки их мобильных устройств. Например я не разрешаю ребятам заряжать здесь свои различные гаджеты.
В зоне длительного обслуживания обязательно наличие автоматизированной библиотечной информационной системы (АБИС) и соответственно обязательно ведение в электронном виде комплектование библиотечного фонда.
Также к ИБЦ выставляются и другие требования, в частности к показателям качества предоставляемых услуг. Их можно подразделить на 5 блоков.
- Развитие библиотечного, библиографического и информационного обслуживания пользователей Центра
- Повышение эффективности предоставления библиотечных электронных ресурсов
- Повышение эффективности формирования и учета фондов Центра
- Развитие культурно- просветительской деятельности
- Развитие инфраструктуры чтения
В принципе проанализировав эти показатели, больше половины показателей мы отслеживаем. Конечно, большое внимание уделяется в этих показателях информационно-ресурсному обеспечению и предоставлению электронных ресурсов.
На основании Концепции планируется централизованное обновление фондов разноформатными изданиями(печатные, мультимедийные, цифровые). В Концепции прописано «ежегодное обновление фондов классической литературы, произведений современных авторов, детской литературы, а также произведений гражданско-патриотической направленности используемые при освоении основных общеобразовательных программ.»
В принципе с подключением библиотек к сети интернет произошло расширение информационного пространства. Для нас стало возможным использование электронных библиотек с фондами не обремененными авторским правом. (НЭБ, Викитека, elibrary.ru Молодёжь России, Президентская библиотека)
В РФ действует целый ряд поставщиков электронных носителей информации для образовательных организаций. Наиболее распространенными поставщиками электронных учебников, учебных пособий, художественной литературы являются ЛитРес «Школа», ООО «Дрофа- новая школа» — Lecta. На семинаре нам рассказали об автоматизированной системе доступа к электронным изданиям — электронной библиотекой «Ростелеком», которая специально разработана для школьных библиотек. Конечно, эти все платформы не дешевые. За каждую выдачу в конце месяца придется производить оплату.
В нашей школе в 2016-2017 учебном году шла апробация электронных учебников издательства «Академкнига» в 4 классах. Все ребята установили приложение на планшеты и телефоны и активно им пользовались, как на уроке, так и дома. В этом году учащиеся 10-11 классов используют электронный учебник Астрономии на платформе Lecta. Это бесплатный учебник, оформленный на 1 месяц. В этих случаях не учитывается книговыдача электронных ресурсов, так как учебники по бесплатной акции и книговыдача не производилась. Моя задача была лишь рассказать об этой возможности и помочь ребятам установит приложение Лекта и Академкнига и зарегистрироваться на сайте.
Доступ обучающимся к электронному контенту сегодня предоставлен в 2 846 образовательных организациям России.
Хочу обратить внимание на то, что ИБЦ — это не только площади, мебель и оборудование. ИБЦ — это новое общественное пространство. ИБЦ должен стать местом обмена актуальными педагогическими методиками, должна быть создана инфраструктура для электронного обучения , дистанционных образовательных технологии.
На базе ИБЦ должно быть организовано сообщество педагогических работников создающие авторский информационо-образовательный контент различных типов: Электронные информационные и образовательные ресурсы, дистанционные открытые курсы, интерактивные образовательные модули и другие ресурсы. ИБЦ должен стать местом встреч с интересными людьми, профессионалами.
Можно сказать ИБЦ в трех фразах:
ИБЦ – новая среда
ИБЦ – новые формы работы
ИБЦ – новый фонд.