Игра — важнейший аспект детского интерактивного обучения. Она позволяет личности ребёнка развиваться свободнее, раскрывая индивидуальность реализуя природные способности и склонности ребёнка.
Играя, дети дошкольного и школьного возраста запоминают больше информации, лучше её усваивают, учатся работать со своим рациональным мышлением и эмоциями. Поэтому у игровых технологий в педагогике много функций.
Чем же такое направление как эдьютеймент (то есть обучение с развлечением — обучение с помощью игр) актуально для современных школ?
Особенные функции игры заключаются в первую очередь в том, что ребёнок более мотивирован, ребёнок в игре может социализироваться и самореализоваться плюс ко всему он учится коммуницировать с окружающими. Одной из особенных функций игры являются терапия и коррекция и, конечно же, диагностика получаемых знаний.
Педагоги-библиотекари используют в своей работе викторины, квесты, квизы. Но сегодня я хотела бы поделиться опытом работы по созданию игрового пространства с настольными и карточными играми «Игротека в библиотеке».
Почему появилось желание создать игротеку?
В истории развития школьной библиотеки проходят такие витки, когда давно забытое старое, снова выходит на первый план и становится чем-то, новым и увлекательным.
Двадцать лет назад в нашей библиотеке появилась игротека. Это уютный уголок с ковром, креслом и камином. Здесь же были и настольные игры. Учащиеся с удовольствием приходили, играли, общались и читали в библиотеке.
Сегодняшние школьники, периодически не знают чем себя занять во время больших перемен и ожидания дополнительных заданий. Домашнее задание и олимпиады делать не хотят, выполнять интерактивные задания образовательных платформ им лень. И всё свободное время они сидят в телефоне. Да, кто-то читает, но большая часть школьников играет, или смотрит развлекательные видео.
Но, несмотря на это, они приходят в библиотеку, здесь им комфортно, уютно. В первую очередь мне хотелось отвлечь их от компьютеров и телефонов, так и появилась идея наполнить библиотеку настольными образовательными играми.
Настольные игры имеют свои специфические признаки. Отличие от других видов игр. Образовательная настольно игра предусматривает решение различного рода задач, которые требуют определенных умений от ребёнка или формирования этих умений в процессе игры.
Кроме того, конечно же, чтобы выиграть нам нужна определённая стратегия. Нельзя просто сесть и играть и верить что всё пройдёт само по себе, нам нужно продумать свои действия хотя бы в процессе самой игры. Конечно же, это коллективная форма взаимодействия с другими людьми, нам приходится общаться, узнавать других людей в процессе игры и естественно это соревновательная мотивация, когда мы хотим победить, а не просто сыграть.
В нашей игротеке пока 9 игр. Это такие популярные игры как МЕМО, спилс-карты, менеджер. Но у каждой есть свои особенности.
Спилс-карты
Спилс-карты — это интерактивный арт-объект, созданный во время реализации проекта для летнего лагеря. Сейчас популярны списл-карты России, но у нас была другая задача, нужно было улучшить знания учащихся о наименованиях районов нашей область. Эта спилс-карта самодельная – она включает 22 района Тюменской области.
В 2021 году у нас проходил турнир по сбору спилс-карт. Соревновались учащиеся как начального, так и основного звена. Рекорд сбора 29 секунд. Обязательно в завершении сбора учащиеся должны назвать хотя бы 10 районов. В планах нанести на кусочки не только цифры, но и название районов. И приобрести спилс-карты России.
В нашем арсенале есть ещё и другие самодельные игры. Это карточная игра «ТерраФормер» и настольная игра «Что я знаю о России».
ТерраФормер – коллекционная карточная игра. Это карточки, которые печатались в журнале «Классный». Долго мы их собирали и вот теперь можно с лёгкостью играть. В отличие от обычных настольных игр в коллекционных карточных играх игроки имеют на выбор множество игровых карт и лишь некоторые карты будут отобраны для участия в игре. Какие именно и почему – решает каждый игрок, вот почему каждая игровая сессия Терраформера будет уникальной, непохожей на предыдущие.
Итак, перед вами недавно открытая экзо-планета. На ней есть от 3-х до 5-ти природных зон, которые игрокам и предстоит заселить. На вашем корабле, как в Ноевом ковчеге, собраны разные виды животных и растений и вы, также как и ваши коллеги ученые, готовитесь превратить планету в цветущий сад. В этой игре игроки работают в команде, совместно населяя планету живыми организмами.
Помните, как мы все старательно учили таблицу умножения в школе? Современным детям повезло больше — для них придумали не только интерактивные приложения, но и настольную игру Цветариум, с помощью которой можно и время провести отлично, и незаметно для себя выучить всю таблицу умножения!
Игра «Что я знаю о России» появилась в игротеке меньше недели назад. А помог наш советник по воспитанию. У нее всегда есть доступ к интересным кейсам. И в этот раз ко дню народного единства вышла эта игра. Мы всё распечатали: карточки, игровое поле, ответы и правила. Учащиеся помогли вырезать, сделать коробку для игры и даже сыграли несколько раз. Если отвечаешь правильно ходишь ещё раз, если неправильно пропускаешь ход.
Мы путешествовали по карте и отвечаем на вопросы о России – это три цвета карт — это голубые карты География, фиолетовые карты – История и розовые карты — Интересные факты. По завершению игры можно предложить учащимся мини-энциклопедии о России, чтобы улучшить знания.
Мемо «Мир динозавров». Очень интересный мир, но как тяжело запомнить названия динозавров. В этом поможет популярная карточная игра мемо. И энциклопедии, которые есть в библиотеке.
Старая карточная игра «Соберём грибы» — нужно угадывать грибы их название и категорию – съедобный или нет. По завершению можно показать книгу о ядовитых обитателях планеты.
Издательство Просвещение запустила проект «Игротека». Это проект по созданию и оснащению комплексных детских игровых пространств: клубов, кружков и игротек, в которых учащиеся могут собраться в команды, играть в различные виды игр, участвовать в игровых конкурсах, турнирах фестивалях. Компания ООО «Просвещение-союз» разрабатывает различные образовательные игры. В нашей библиотеке недавно появились игры из серии мемо — «Достижения России: Наука и техника» и «Народные промыслы России». Эти игры универсальные, и предлагают разные варианта игры (такие как Мемо, викторина, собери пары, лента времени, кто быстрее, есть и возможность сыграть командой).
Компания «Просвещение-союз» приглашает к сотрудничеству авторов креативных идей для новых игр. Если Вам интересна тема игротехнологий и вы хотите побольше узнать об ассортименте образовательных игр Вы можете посмотреть вебинары, которые недавно прошли на базе uchitel.club
Есть в нашей игротеке и игры, которые нам подарили – это игра – классическая игра «Менеджер» и подобие этой игры «Ты – предприниматель», а так же наборы конструктора Лего.
Есть еще одна игра на стадии разработки – название еще «Литературные пятнашки». Учащиеся на уроках технологии создали игровое поле и таблички с цифрами. На этих табличках будут изображены портреты писателей, которые нужно будет расставить в правильном временном порядке.
Неоспорим тот факт, что игра является очень мощным средством воздействия на личность ребенка. Очевидна важная воспитательная роль игры в жизни человека. Игра имеет очень большое влияние на развитие творческого воображения, которое очень необходимо для дальнейшей образовательной и трудовой деятельности.
Игра формирует положительные качества для межличностных отношений. Игра намного облегчает образовательный процесс, вовлекая в деятельность учащихся с разным темпом работы и уровнем владения материала. Она гарантирует позитивное эмоциональное состояние, повышает работоспособность, снимает усталость и увеличивает мотивацию к обучению.
Таким образом, образовательный процесс школьников будет более эффективным, если внедрять игровые технологии в учебно-воспитательный процесс, совмещая их с другими педагогическими технологиями.