Цифровая трансформация школьной библиотеки

Презентация к докладу

17 июля 2020 года прошел круглый стол агентства стратегических инициатив «Цифровая трансформация школьной библиотеки», где обсуждались текущие проблемы деятельности школьных библиотек с целью  выработки рекомендаций по дальнейшему их развитию. 

Разговор шёл о современном состоянии школьных библиотек в Российской Федерации, направлениях модернизации и работе в условиях дистанционного обучения.

На сегодняшний день  эта тема достаточно актуальна. Её обсуждают на круглых столах, конференциях, вебинарах. Разрабатывают курсы повышения квалификации, которые могут устранить пробелы в знаниях по вопросам модернизации деятельности школьной библиотеки, овладеть техниками работы с АБИС, традиционными и электронными библиотечными фондами.

Мне захотелось пройти самообразование по этой теме. Я набрала в поисковике четыре слова «Цифровая трансформация школьной библиотеки» и в первых десяти сайтах я натолкнулась на презентацию  Еленые Ястребцевой по этой теме. Заочно я познакомилась с Еленой, через ее книги и статьи. Елена Ястребцева — кандидат педагогических наук, которая написала много статей про интернет-технологии в школьной библиотеке.

Я нашла её книгу «33 совета по применению Интернета в школьной библиотеке» и села за чтение. По причине окончания печатного тиража и по согласию автора книга выложена в свободный доступ. Поэтому её легко найти. Но оставлю ссылку здесь. http://www.bibliomir.com/Yastrebceva_kniga_33soveta.pdf

«Учитесь постоянно!»

Читалось легко и быстро. Несмотря на то, что книга была написана в 2015 году, некоторые её советы остаются актуальными и сегодня. 

Первый и самый главный совет – «Учитесь постоянно!», которого я придерживаюсь на протяжении всей жизни. Считаю, что эта книга будет интересна педагогам-библиотекарям. В ней автор доступно рассказывает об онлайн-сервисах для чтения электронных книг, о приложениях для электронных учебников, об электронных читательских дневниках, блогах, чатах, о контенте, который тоже трансформируется в цифровую эпоху.

Педагоги-библиотекари, приспосабливаются к этим переменам, осваивая деятельность с технологиями, адаптируя их к своей творческой работе, меняя услуги, трансформируя деятельность школьной библиотеки с акцентом на «цифру». Такую цифровую трансформацию библиотек определяют:

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БИБЛИОТЕКАХ

НОВЫЙ СТИЛЬ МЫШЛЕНИЯ СОТРУДНИКОВ

НОВЫЕ КОНЦЕПЦИИ (ПРОСТРАНСТВО, КОНТЕНТ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ)

Тема трансформации достаточно обширная, и мы на методических заседаниях уже говорили о новых технология, о компетенциях XXI века и о стиле мышления педагогов-библиотекарей.

Я хотела бы сегодня рассказать о том, как меняется контент в школьной библиотеке, как пользователи используют цифровые ресурсы в школе и дома.

Проводя акции по сбору книг у нас в ИБЦ появились книги с дополнительной реальность.  Вот такой обзор на книги из библиотеки создала учащаяся 4 класса.

Книги с дополнительной реальностью.

Полюбились в школе и книги с интерактивным сценарием. Были проведены занятия, на которых педагоги и учащиеся познакомились с приложением «Живые страницы» .

Это приложение позволяет по новому взглянуть на классическую литературу. Интерактивный сценарий позволяет отследить пересечение судеб, прогуляться по местам, где когда-то бродили герои книги. Интерактивные элементы навигации изменят представление о чтении. Также как и в электронных учебниках, которые уже давно вошли в наш обиход, сбоку текста мы можем увидеть переходы на интерактивные страницы и еще более погрузится в произведение, например, перейдя в справочник «Герои», где представлены эпитеты, которыми пользовался автор, создавая их образы; отследить хронологию событий книги и истории и др.

Книги с анимационным сопровождением — это аналог аудиокниг, где повествование диктора дополняют яркие иллюстрации, мини-игры или возможность самостоятельно выбрать дальнейшее развитие истории. Совместно с учащимися мы периодически знакомимся с такими аудиокнигами.

Приложение «Чудо-сказки» объединяет сказки, живые раскраски и развивающие игрушки. Сказки интересны: яркими иллюстрациями., возможностью прочесть историю самостоятельно, без сопровождения диктора.

В базовой версии приложения «Ох уж этот Мюнхгаузен!» доступно 10 оригинальных историй, продолжительностью в 1 час. Голос диктора сопровождают уникальные иллюстрации. Суть книги такова: попав в передрягу, Мюнхгаузен предлагает ему помочь и определить дальнейшее развитие событий, выбрав из 3-4 вариантов.

Ну наверное самое необычное приложение «Алиса для iPad». Текст книги сопровождается анимацией,  а ещё в книге используются возможности мультитача – на книгу можно дуть, трясти, приводя элементы в движение.

Когда мы продумываем план работы, мы должны помнить, что новый цифровой формат книг важен как одна из  возможностей приобщения к чтению учащихся, НО не основная! Сегодня книгой может называться и произведение актуального искусства, и рукотворный альбом – продукт любительского творчества, и существующий лишь на экране монитора роман сетевого автора, и коллективная гипертекстовая игра, и даже просто авторский блог.

Как бы не вышло так, что нашим потомкам достанутся книги… вообще без текстов, зато на супернавороченных гаджетах. 🙁

Автор записи: Olga

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *