«Проектирование работы школьной библиотеки, или как работать на результат!»
(из выступления на городском методическом объединении в 2017 г.)
Примерно год назад мы с педагогами-библиотекарями обсуждали проектную деятельность в школьной библиотеке. Тогда в частности мы говорили о взаимодействии школьной библиотеки с педагогами и учащимися. Мы говорили о помощи в реализации проекта, когда автором и руководителем проекта выступает не библиотекарь, а например, любой педагог школы или группа учащихся. Я думаю, что у нас в школах это взаимодействие укрепилось и мы отлично справляемся с подбором информации, с помощью в оформлении проектов, мы создаем благоприятные условия в библиотеке для проектной деятельности школьников и педагогов.
На заседании методического объединения мы обратили свое внимание на разновидности проектной работы в школьной библиотеке, как образовательный, педагогический, библиотечный, социальный и сетевые проекты.
Так что же такое «проект»? Проект – это комплекс действий, направленных на решение какой-либо проблемы. Проект имеет истоки и конечное решение. И конечно же, любой замысел проекта должен быть социально значимым.
Напомню, что в 2014 году все школы Ялуторовска участвовали в областном обучающем проекте «Во всём мне хочется дойти до сути», посвященного Году культуры. Мы все подключились к реализации этого областного проекта, хотя и запоздало. Мы проводили мероприятия, согласно положения, освещали всё на школьных сайтах.
ПРОЕКТ «ВО ВСЁМ МНЕ ХОЧЕТСЯ ДОЙТИ ДО СУТИ»
В том проекте наша школа не была поощрена подарком или грамотой за отличную работу, но я помню три классных мероприятия, которые тогда прошли в нашей школе. Хотя они и не были внесены в годовой план работы школьной библиотеки. Именно тогда я уже стала размышлять о проектировании работы, а не стандартном планировании. И подумала о том, что пора создавать свои проекты и реализовывать их.
В 2014 году я выступила инициатором создания педагогического проекта «Я помню, значит я живу». Этот проект начался с областного положения о конкурсе проектов. За два года реализации этого проекта появился Виртуальный музей школы, электронная Книга памяти, галерея портретов «Бессмертный полк», аудиокнига стихов, прошло несчетное количество мероприятий, выставок, экскурсий и акций. Учащиеся были награждены грамотами разного уровня. В завершении проекта был создан фотоотчет о проделанной работе и видеоролик. Проделанную проектную работу мы демонстрировали на конференциях, педагогических чтениях, участвовали в конкурсах. Это был отличный опыт и хорошее сотрудничество с педагогами школы, ветеранами, учащимися и выпускниками школы.
ПРОЕКТ «Я ПОМНЮ, ЗНАЧИТ Я ЖИВУ»
Помимо достижения главной социально значимой цели, проект может улучшить материальную базу библиотеки. Так в 2016 году мной был реализован проект «Человек-легенда», посвященный 105 годовщине со дня рождения Героя Советского союза Н.И.Кузнецова». С проектом участвовала в областном конкурсе и заняла 1 место и приз 15 тысяч рублей. Библиотеке приобрели цветной принтер.
ПРОЕКТ «ЧЕЛОВЕК-ЛЕГЕНДА»
Но благодаря проектной деятельности, помимо улучшения материальной базы библиотеки, усиливается роль библиотеки в школе, библиотека приобретают свой имидж, появляются новые перспективы в работе.
Сегодня одним из основных документов школьной библиотеке является План работы. Проанализировав планы работы мы нашли общее сходство с библиотечным проектом. У плана и проекта есть: временные ограничения, момент начала и окончания работ (решения проблемы), реализация определенного объема работы, явно выраженная цель и задачи.
А завершенность результата проекта очень схожа с нашим анализом работы школьной библиотеки на конец учебного года. Ну и любой проект и соответственно план работы можно разделить на следующие фазы:
- Разработка
- Реализация
- Завершение
План работы утверждается директором школы и прикладывается приложением к плану работы учреждения. Поэтому от этих основных документов отказаться не можем. Если честно, то план работы еще шире проекта, потому что он охватывает всю работу педагога- библиотекаря. А не только индивидуальную и массовую работу. Сегодня нет принятой формы годового плана работы библиотекаря. В основном эти примерные схемы, отражающие все основные направления и виды работ школьной библиотеки, эти схемы носят рекомендательный характер.
Ассоциация школьных библиотекарей русского мира выделяет такие направления по разработке плана.
I.Цели и задачи работы библиотеки.
II. Содержание и организация работы с читателями
Индивидуальная работа
а) изучение читательских интересов
б) проведение социологических опросов, анкетирование
в) анализ чтения
г) работа с активом библиотеки
Общение с читателями (Массовая работа)
а) привлечение учащихся к систематическому чтению
б) мероприятия по пропаганде книги и литературы
в) мероприятия в помощь учебному процессу
г) уроки внеклассного чтения
д) работа клубов и кружков.
III. Информационно‑библиографическая и справочная работа библиотеки
- Организация и ведение справочно‑библиографического аппарата библиотеки
- Справочно‑библиографическое и информационное обслуживание учащихся
- Справочно‑библиографическое и информационное обслуживание педагогов
- Воспитание информационной культуры (библиотечно‑библиографические уроки)
- Работа с фондом
- Работа с фондом учебной литературы
- Внедрение новых информационных технологий
VII. Методическое обеспечение деятельности библиотеки
VIII. Взаимодействие с другими структурными подразделениями школы и внешними организациями.
IX. Повышение квалификации работников библиотеки.
Два проекта, о которых я вам рассказала это совместные педагогические проекты библиотеки и классных руководителей, или библиотеки и школьного музея. В 2016-2017 учебном году я начала реализацию библиотечного проекта «Я люблю читать!», а план работы стал одним из его пунктов. О результатах и полной или частичной реализации я расскажу вам немного позже.
В августе мы начнем создавать новые планы и возможно, и вы задумаетесь о том, что планирование может стать одним из пунктов вашего будущего авторского библиотечного или педагогического проекта. А возможно вы просто захотите присоединиться к Всероссийским или региональным проектам.