С сентября 2018 года мы вступили в реализацию федерального проекта «Читающая школа», о котором я хотела бы вам сегодня рассказать.
Проект включает в себя пять шагов, которые способствуют развитию читательской грамотности.
Первый шаг — Чтение через все предметы.
Сегодня в школе обучаются 841 учащийся. Все учащиеся обеспечены учебниками. В фондах библиотеки насчитывается более 21000 учебников и учебных пособий. Более 12000 экземпляров художественной и научно-популярной литературы, более 1000 изданий периодической печати.
За последние три года, учебный фонд увеличился более чем на 6000 учебников. Также были закуплены книги для обязательного чтения по литературе. Уже в этом учебном году закуплены хрестоматии для начальной школы.
Несмотря на развитие цифрового общества, печатные учебники, хрестоматии и книги остаются важным ресурсом. Учителя на уроках используют разнообразные формы работы с текстом — чтение по цепочке, жужжащее чтение, чтение по ролям, ответы на вопросы по прочитанному тексту.
Работая в данных формах, педагоги готовят учащихся к допуску к государственной итоговой аттестации – это устное собеседование в 9 классе и итоговое сочинение в 11 классе.
Поддержка учебного процесса важная задача школьной библиотеки. Но приоритетная цель — это развитие и реализация возможностей учащихся.
Именно поэтому вторым шагом проекта «Читающая школа» — становится чтение как способ самореализации. Внеурочная деятельность учащихся такая же насыщенная как и урочная. Учащимся очень нравится участвовать в викторинах и конкурсах. Каждую четверть школьная библиотека организует различные викторины. Чтобы найти ответы на вопросы нужно прочитать небольшие рассказы писателей-юбиляров или биографические статьи, заметки о героях- земляках, рассказы об истории и культуре России.
Уже прошли такие викторины как «Человек-легенда», о герое Советского союза Н.И.Кузнецове, «Герои-земляки», посвященная Н.И.Сирину, «Антон Павлович Чехов – детям» и другие.
С появлением новых возможностей в школе мы начали создавать событийные онлайн-викторины. В 1 четверти прошла онлайн-викторина «Великий мастер слова» к юбилею Ивана Тургенева, во 2 четверти – викторина была посвящена «Дню Неизвестного Солдата». Онлайн-викторины можно найти на школьном сайте, в школьных группах в социальных сетях.
Мы сотрудничаем с российскими журналами и в этом учебном году участвовали в конкурсе «Моя родина – Россия» от издательства журнала «Наш Филиппок». Ребята отвечали на вопросы и больше узнавали о России и с удовольствием выполняли все 10 этапов этого конкурса.
Уже в этом учебном году в школьных викторинах и онлайн-викторинах приняли участия более 140 учащихся. Все ребята награждены именными дипломами и сувенирами от школьной библиотеки. Самыми активными классами стали 4Б, 4Г, 6В, 7В, 10Б, 11А.
Ежегодно в библиотеке организуется конкурс отзывов «Мой читательский дневник». Учащиеся начальной школы проявляют свою фантазию – создают красочные дневники с рисунками, в старших классах создают буктрейлеры по книгам, пишут отличные рецензии. Этот конкурс мы проводим в апреле и его всегда с нетерпением ждут учащиеся.
Последнее время очень популярны различные проекты. В школьной библиотеке уже реализованы проекты «Я помню – значит я живу», «Человек-легенда», «Герои земли тюменской», «Я люблю читать». Вот здесь представлены альбомы проектов, вы можете позже посмотреть их.
Участвуя в проектах, учащиеся осваивают новые технологии. Так при реализации проекта «Герои земли тюменской» учащиеся 7 и 8 классов создавали инфографику. Инфографика — это такой рисунок насыщенный информацией, в фокусе инфографики человек, любой объект или событие о котором вам бы хотелось рассказать. Были созданы вот такие листы с инфографикой о героях земляках.
Мы отправили работы на областной конкурс и наш проект занял 1 место.
У нас прошли библиотечные уроки, на которых учащиеся узнали, что такое инфографика и даже пробовали создать свою. Так ученики 6А создавали литературную инфографику, где в центре — герои книг. А ученики 5А класса, отобрав нужную информацию оформили для исследовательской работы инфографику «Полезный злак – овёс», «Образ кота в устном народном творчестве». Девочки заняли призовые места на городских конференциях.
Учителя тоже не отстают от учащихся. Реализовывая проект «Я люблю читать» педагоги рассказали о своих любимых книгах в виде инфографики, оформили книжную выставку любимых книг, а учащиеся с удовольствием брали рекомендованные книги.
С 2018 года в школе стартовал просветительско-патриотический проект «Связующая нить». (показать афишу) Проект рассчитан на 2,5 года и будет реализован к маю 2020 году. Суть проекта заключается в сборе информации о родных и близких родственниках, принимавших участие в Великой Отечественной войне. В школьной библиотеке проходят для обучающиеся и их родителей мастер-классы по поиску информации – как в электронных базах, так и в книгах Памяти. Для проекта была разработана именная поисковая карта, с важными этапами поисковой работы.
Каждый желающий может взять такую карту заполнить первоначальные сведения о своем родственники, а дальше проводить именной поиск. Вот посмотрите, что получается у учащихся. В карту вкладывается приказы, наградные листы, найденные на порталах. Именная поисковая карта остается в семье на долгую память.
Очень полюбилась учащимся новая форма работы – библио-квесты. Это такая игра с шифровками, заданиями, анаграммами, ребусами, любая отгадка — это книга школьной библиотеки. При проведении библио-квеста, учащиеся начинают лучше ориентироваться в школьной библиотеке, в игровой форме получают новые знания, и обязательно уходят домой с книгами. Самыми активными классам, любителями библио-квестов в этом году стали 3Г, 5Б, 6Б класс.
Также мы агитируем учащихся участвовать в областных виртуальных квестах. Учащиеся 9А класса в 2018 году стали победителями областного квесте «Герои72». Он длился четыре дня и от ребят требовалась смекалка и творчество. Ребята разгадывали шифровки с помощью азбуки Морзе, головоломки, исследовали электронную библиотеку тюменских писателей, и просматривали электронные старинные книги Президентской библиотеки.
Отличным школьным событием стал Тургеневфест, посвященный 200-летнему юбилею Ивана Сергеевича Тургенева. Фестиваль прошел в школе в конце ноября. Была оформлена вот такая красочная афиша. За десять дней учащимися были записаны радиопередачи «Интересные факты о Тургеневе» и «У гениев свои причуды», на переменах были прослушаны аудиоспектакли, просмотрены буктреллеры по книгам Тургенева, учащиеся 7 и 8 классов ставили спектакли, учащиеся 9, 10, 11 классов рисовали коллажи, все желающие могли поучаствовать в викторине и конкурсе рисунков. Это было масштабное событие, в котором приняли участие более 330 учащихся.
Я думаю, что вы знаете, что в школе каждую неделю проходят тематические пятницы. Такие как Книжная, литературная, поэтическая, армейская и многие другие. Каждый ребенок может реализовать себя в эти событийные дни. Работает открытый микрофон, учащиеся самостоятельно оформляют выставки рисунков и фотографий, рисуют стенгазеты, устраиваются конкурсы, викторины и проводятся акции.
Через такие свободные пятницы школьная библиотека стараемся всегда сделать акцент на книги. Например, в литературную пятницу дети рассказывают про свои домашние библиотеки, про любимые книги. В поэтическую пятницу читают стихи.
Сегодня у нас пятница любителей животных. Учащиеся снова рассказывали о книгах, где главные герои животные. Волонтеры чтения раздавали учащимся буклеты «Уши, лапы и хвост, вот мои документы» в которых красочно описываются книги. Такие буклеты мы выпускаем ежемесячно. Надеемся, что прочитав буклеты, ребята вернутся за книгами.
Новая форма конкурса, которая появилась в Тюменской области в этом году – это Чемпионат по чтению в слух среди старшеклассников «Страница,19». На каникулах прошел школьный этап чемпионата и в середине ноября уже региональный. Александр, учащийся 8В класса одержал победу и в школьном и муниципальном этапе. Саша представлял наш город на региональном этапе в городе Тюмени. Александра от призового места отделяли 2 балла. Все члены жюри отметили чтение нашего ученика, пожелав его увидеть в следующем году. Хочется добавить, что Александр был самым юным участником чемпионата. Это был отличный опыт и для учащихся и для педагогов. В следующем году мы попробуем провести такой чемпионат по чтению сначала в классах, прослушаем всех, а потом уже проведем школьный этап.
И вот совсем недавно на этой неделе пришли результаты регионального конкурса по краеведению «Символы региона-2018». У нас 1 и 2 место. Учащиеся создали ролики о наших достопримечательностях. При работе над созданием роликов перечитали книги о городе и районе, нашли интересные факты и смогли создать отличные ролики. Анастасия, учащаяся 5В класса рассказала о памятнике природе «Криволукский бор», а Виктория из 8В класса о Сретенском соборе. Учащиеся получили денежные подарки (7000 и 5000 рублей). Вы можете посмотреть их на школьном Ютуб-канале.
Я вам рассказала, только малую часть событий, конкурсов и проектов, в которых принимают участие наши дети. Если вы хотите больше знать о школьных событиях, принять участие в конкурсах, акциях, викторинах заходите на наш сайт yalschool3.ru или присоединяйтесь к нашим группам в социальных сетях. Все события освещают педагоги и учащиеся.
На базе школьной библиотеки у нас организован Медиацентр. 20 учащихся постоянно посещают и работают в медиацентре, другие учащиеся пишут по событиям и желанию. Ребята издают школьную газету, пишут посты в школьные группы, ведут прямые трансляции, репортажи с мест события, создают видеоролики и ведут радиопередачи.
Ежегодно юные корреспонденты (мы их так называем) участвуют в областных и всероссийских конкурсах. Одним из последних достижений стала победа в ноябре Екатерины, ученицы 11А класса на межрегиональном фестивале молодежной журналистике «Золотое перышко». Фестиваль проходил в г.Тобольске. В нем приняли участия 5 учащихся из города Ялуторовска, 4 ребят из нашей школы. Спасибо большое родителям за финансовую помощь и поддержку детей.
Третьим шагом в реализации проекта «Читающая школа» является создание пространства свободного чтения.
За последние годы, изыскивая ресурсы, мы изменили пространство библиотеки. Среда не зажата в рамках школьной библиотеки, в учебных кабинетах открыты электронные читальные залы, в фойе организована библиотека открытого доступа, установлены полки книгообмена.
Сегодняшнее поколение живет в сети. Барьеры между физическим и виртуальным миром практически рухнули. И поэтому учащиеся не видят границ между электронной книгой или печатной, между реальной библиотекой и цифровой.
Сегодня мы организуем открытое образовательное пространство, используя как цифровые возможности, так и дизайнерские, библиотечные технологии.
Материально-техническая база библиотеки совершенствуется. Для пользователей установлены 8 рабочих мест. Здесь дети учатся и выполняют олимпиады на образовательных платформах –таких как Якласс, Учи.ру, Лекта. В школьной библиотеке открыты удаленные читальные залы Национальной электронной библиотеки и Национальной электронной детской библиотеки.
Национальная детская библиотека при регистрации разрешает пользоваться всеми фондами даже дома. Учителя русского языка и литературы, учителя начальных классов нашей школы активно пользуются электронной детской библиотекой в учебных кабинетах. Сегодня немного позже вы сами сможете посетить эти электронные библиотеки.
На протяжении всего прошлого учебного года учащиеся нашей школы с 3 по 11 класс посещали удаленный читальный зал Президентской библиотеки, который расположен в Средней школе №4. Совсем скоро в нашей школе откроется свой удаленный читальный зал Президентской библиотеки. Что такое Президентская библиотека – это портал с коллекциями исторических документов, с книгами по истории государства, аудиовизуальными материалами.
Открытие электронных библиотек на базе школы дает возможность не только пополнить таким образом недостаточно полный фонд литературы, но и дать учащимся больше свободы, читать и не быть привязанным к библиотеке.
С января 2019 года наша школа будет подключена к проекту «Литрес: школа». Литрес: Школа работает уж в 22 регионах России и вот теперь будет функционировать и у нас. Теперь учащиеся смогут легально читать электронные книги, книжные новинки, бестселлеры, произведения по школьной программе. Все расходы на оплату книг будет брать на себя школа.
Ну а тем, кто любит читать печатные книги, мы предлагаем услуг межбиблиотечного абонемента. Учащиеся имеют возможность брать новые, современные книги городской библиотеки, прямо в школе. И сдают они эти книги здесь (в школьной библиотеке) каждый вторник.
4 шаг проекта «Читающая школа» — это подготовка школьных команд.
На базе школьной библиотеки создана творческая группа педагогов. Несмотря на большую занятость, педагоги уделяют время своему развитию. Еженедельно на небольших совещаниях педагоги узнают о новинках литературы, в библиотеке проходят мастер-классы по использованию электронных библиотек на уроках, внедрению новых технологий.
Так в ноябре в библиотеке прошел урок литературы, на котором учащиеся 7А класса применили свою читательскую и информационную грамотность. Попробовали найти старинную книгу Поучение Владимира Мономах а в электронной библиотеке и выполнили задание учителя.
В школе у нас есть волонтеры чтения, которые помогают в реализации проектов, помогают привлечь учащихся к конкурсам, к викторинам, к книгам и к чтению.
Пятый шаг проекта «Читающая школа». Последний в списке, но не последний по значимости. А наверное самый главный шаг — это возрождение традиций семейного чтения.
Мы знаем о загруженности родителей, но мы благодарны тому, что многие родители уделяют внимание семейному чтению, поддерживают детей в участие в конкурсах и проектах, развивают читательскую грамотность и реализуют потребность детей в книгах.
Многие дети и родители принимают участие в школьных благотворительных акциях «Подари книгу библиотеке» и «Дари книги с любовью». В 2018 году были подарены более 180 книг. Мы надеемся, что в новом году еще больше родителей и детей станут дарителями книг школьной библиотеки.
Впереди у нас в планах провести фотоконкурс «Читающая мама», организовать уроки маминого чтения, семейный конкурс «Моя домашняя библиотека» и многое другое. Нам лишь нужна ваша поддержка и инициатива.
Сегодня, как никогда, для освоения новых технологий требуется качественное чтение. Поэтому важно проявить заботу об образовании детей, об их успешной учёбе, адаптации в быстроменяющемся мире.
Я надеюсь, что мы с вами на одной волне и у нас общие цели. Дети – чтение – успех. Я попыталась кратко рассказать вам о реализации проекта «Читающая школа». Мы ещё на первой стадии реализации проекта и впереди еще много задач, которые мы вместе с вами должны решить.