В школьной библиотеке, наряду с традиционными формами просветительской деятельности, мы используем и новые интерактивные формы работы с учащимися. Одной из любимых читателями форм работы в библиотеке стали квесты. Квесты придумывает как педагог-библиотекарь, так и сами учащиеся.
В сентябре 2017 года я присутствовала на курсах повышения квалификации при ТОГИРРО и была воодушевлена этой формой работы. На просторах Интернета выкладывают много разной информации о проведении квестов, но мне хотелось самой погрузиться в это. Хотелось создать такой квест, чтобы от был не длинным (планировалось развлекать и просвещать детей на переменах или между уроками), для детей старшего возраста (так как в старшем возрасте наблюдается снижение читательской активности у учащихся 8-10 классов), ну и конечно же, хотелось создать квест, который научит детей ориентироваться в библиотеке.
Сегодня я хотела бы поделиться с вами своими разработками. После проведения квеста, можно сказать, что он удался. Все требования были решены и привлечение детей к чтению в школьную библиотеку произошло.
1 этап. Разработка легенды и карточек-подсказок.
В ходе разработки квеста были использованы такие сайты, как http://qrcoder.ru., http://qrcoder.ru, http://rebus1.com. Были использованы иллюстрации из сети Интернет, графический редактор для создания всех карточек-подсказок, аудиоредактор для записи завершающего аудиоролика.
2 этап. Проведение квеста
Легенда — это очень важный этап квеста. Легендой мы должны заинтересовать игроков и в ней мы должны указать дальнейшее перемещение участников.
Получив такую легенду, ребята вначале растерялись, а потом поняли, что нужно воспользоваться QR-сканером и он направит их дальше по следу. QR-код очень просто сделать с помощью генератора кодов на сайте http://qrcoder.ru. В коде зашифровано слово Фантастика 14+. Ребята смотрят по сторонам и понимают, что это книжная полка с разделителем Фантастика это следующий этап квеста. Там они находят следующий листок-подсказку.
Они понимают, что появился новый отдел в школьной библиотеке. Они пытаются найти книжную полку или стеллаж. Те ребята, которые часто ходят в библиотеку с первого раза догадываются, что появилась новая книжная полка «Ужастики». Те кто долго не могут найти, обращают внимание на подсказку, которая зашифрована с использованием двоичного (бинарного) кода. Двоичный код создавала с помощью сайта https://dev20.ru/bin-text Тем же сайтом можно было воспользоваться и для расшифровки этого кода.
На полке «Ужастики» их ждала следующая подсказка. Участникам квеста нужно было разгадать шифровку и узнать кого называют королём ужасов. Здесь была применена самый легкий шифр, который знают все с первого класса.
Каждая буква алфавита — это цифра начиная от 1. Угадав Кинга ребята пытаются найти книгу этого автора. Там лежит следующая подсказка квеста.
На этой карточке ребята получают дополнительную информацию о Стивене Кинге и угадывают ребус. Ребус был составлен с помощью отличного генератора ребусов на сайте http://rebus1.com/
Отгадав ребус команды узнают название произведения Стивена Кинга «Сияние». Пытаются найти эту книгу. Здесь ребятам требуется подсказка. Напоминаю, что книги могут стоят в разных отделах. Например, в нашей библиотеке есть полка с книгами, которые были экранизированы. Книгу «Сияние» ребята находят на полке «Кинороманы». В книге следующая подсказка. По ходу квеста ребята получают небольшие знания о писателе, о его жизни и творчестве, о его увлечениях. Так на следующей подсказке учащихся узнают интересные факты из творческой жизни Стивена Кинга и пытаются найти книгу о темном рыцаре («Бэтмен»).
В книге «Бэтмен», которая находится в разделе фантастика, ребята находят предпоследнюю подсказку. Ребятам нужно найти диск с экранизацией. Так учащиеся в ходе поиска узнают, что есть медиатека в школьной библиотеке, видят всю коллекцию видеоуроков, видеоэнциклопедий, аудикниг и фильмов. Участники квеста находят коробку с диском «Зеленая миля» в нем лежит диск с надписью «Открой меня».
Далее ребята включают диск, либо на компьютере, либо используют DVD. По всей библиотеке раздаются фанфары и таинственный голос оповещает ребят, что они прошли квест.
Из аудиофайла ребята узнают повод, почему в школьной библиотеке появился новый отдел и почему именно в сентябре проходит этот квест. Всему виной юбилей короля ужасов, фантаста и отличного писателя Стивена Кинга.
3 этап. Подведение итогов квеста.
Квест был хорошо разрекламирован. Были оформлены рекламные проспекты, а также размещены посты в социальных сетях и на официальном сайте школы. Так же интересный квест, будет сам себя рекламировать, ребята, которые примут участие, обязательно будут приводить своих друзей и одноклассников. В ходе проведения квеста приняло участие более 40 участников. Наилучшее время прохождения квеста — 11 минут 37 секунд. Самое долгое выполнение квеста о Стивене Кинге — 16 минут 31 секунда.
Все участники квеста были награждены именными грамотами (грамоты были созданы нами) и небольшими подарками.