Информационное обеспечение коррекционной работы в ОО

С 1 сентября 2013 года в России вступил в силу закон «Об образовании в РФ», в котором отражены интересы детей с ограниченными возможностями здоровья.  Детям с ОВЗ сегодня не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной общеобразовательной школе.

ФГОС начального общего образования для детей с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями вступил  в силу 1 сентября 2016 года.

При выборе родителями инклюзивного обучения ребенка с ОВЗ образовательная организация на основании рекомендаций ПМПК должна создать для обучения такого ребенка специальные условия обучения, в том числе адаптировать для него образовательную программу на основе ФГОС .

Есть два вида адаптированных образовательных программ.

1 вид.  Школа берет за основу учебные планы для специальных (коррекционных) школ, утвержденные приказом Минобразования России от 10 апреля 2002 года N 29/2065-п

2 вид.  Школа  адаптирует обычную общеобразовательную программу.

В первом случае помимо основных учебных предметов в учебном плане должны быть специальные предметы и коррекционно-развивающие занятия, которые проводятся индивидуально.

Во втором случае адаптация обычной общеобразовательной программы осуществляется за счет:

  • пролонгации сроков обучения,
  • составления индивидуального учебного плана,
  • разработки индивидуальной программы по всем или отдельным учебным предметам.

В первом случае в образовательном процессе должны быть использованы специальные учебники. Во втором — образовательная организация использует те же учебники, что и в обучении нормально развивающихся сверстников. При этом учитель при необходимости должен подбирать дополнительные учебные пособия, индивидуально подходить к подбору заданий и упражнений, использовать дополнительно специальные учебники.

В нашей школе реализуется вторая модель адаптации. Данная модель наиболее эффективна в случаях инклюзивного обучения детей с сохранным интеллектом. В нашей школе насчитывается 49 детей с ОВЗ.   Из 9 видов в нашей школе обучаются дети 3 категорий:

5.1. дети с нарушением речи

7.1. и 7.2. дети с задержкой психического развития

8.1 и 8.2. дети с расстройствами аутистического спектра

В школе были разработаны три общие адаптированные программы для этих категорий детей, а также индивидуальные адоптированные рабочие программы, программы коррекционной работы, которые предусматривают коррекционно-развивающие занятия с педагогом-психологом, учителем-логопедом, дефектологом.

В нашей школе нет логопеда или дефектолога, но один из учителей начальных классов имеет второе высшее образование алегофренопедагог. Она прошла курсы, и теперь ведет коррекционную работу с детьми с нарушением речи. Также 70% педагогов, прошли 16-часовые курсы повышения квалификации.

Педагоги обращаются за методической литературой в библиотеку. В нашей библиотеке эта литература устаревшая, поэтому поиск осуществляем в Интернете, используем демо-версии электронных учебников и электронные тетради, книги не обремененные авторским правом.

Для детей с ОВЗ (именно для этих трех категорий), которые обучаются в нашей школе на сегодняшний день, мы создали все условия для обучения. Они учатся по обычным учебникам, педагогами используются дополнительные пособия для коррекционной работы. Коррекционно-развивающая область реализована в школе на занятиях ритмики, логопедических и психокоррекционных занятиях.

Что нас ждет в следующем учебном году пока не известно.  Если родители детей с интеллектуальными нарушениями (у нас таких детей пока нет) примут решение обучать детей в условиях инклюзивного образования, то нам придется:

  • разрабатывать адаптированную  общеобразовательную программу,
  • создавать отдельный учебный план,
  • закупать специализированные учебники и пособия,
  • закупать оборудование для обучения и социализации учащихся этой категории детей,
  • педагогам пройти переподготовку по специальности алегофренопедагог.

10 августа 2016 года прошло совещание в Минобрнауки и был поднят вопрос о разработке учебников и учебно-методических пособий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Издательствами проведена большая работа по разработке новых учебников под специальные ФГОС и адаптации имеющихся. В Федеральном перечне учебников на сегодня представлено 81 наименование учебников с 1 дополнительного по 9 класс для этой категории детей.

В настоящее время в порядок формирования федерального перечня учебников внесены изменения, касающиеся специальных учебников. Теперь специальный учебник может быть включен в федеральный перечень, даже если он не имеет завершенной линии, что значительно увеличит количество и вариативность специальных учебников, рекомендуемых к использованию образовательными организациями.

Учебники постоянно проходят экспертизу и дополняют перечень.

Последний приказ О внесении изменений в федеральный перечень учебников — это приказ № 629 05.07.2017

Как вы видите, были внесены в перечень учебники по чтению (1 кл.), чтение 5-9 кл., биол 7-9 кл., техн.5-9 кл.  издательства «Просвещение». Все учебники для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

На сегодняшний день издательство «Просвещение» выпускает наибольшее количество учебников для коррекционной работы. В перечне представлено — 73 учебника издательства «Просвещение».

С 2015 года «Просвещение» выпускает 196 наименований учебников в варианте для обучающихся с нарушением зрения. На каждом учебнике Вы можете видеть специальные знаки на обложке.  Издательство «Владос» разработало множество рабочих тетрадей для социально-бытовой ориентировки, специальные учебники для коррекционной работы и рабочие тетради к ним.

Дети с ограниченными возможностями здоровья могут учиться в общеобразовательной школе, но для этого нужно постоянно создавать необходимые для них условия.

 

 

Автор записи: Olga

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *